Маркировка подшипников

Первые две цифры в маркировке (справа налево) - диаметр внутренней обоймы, деленный на 5. 3-я и 7-я цифры для диаметров выше 9 мм обозначают серию наружных диаметров и ширин. Стандартами предусмотрены сверхлегкие, особолёгкие, легкие, средние и тяжелые серии подшипников по диаметрам; узкие, нормальные, широкие и особо широкие серии - по ширинам.

Первые две цифры в маркировке (справа налево) - диаметр внутренней обоймы, деленный на 5. 3-я и 7-я цифры для диаметров выше 9 мм обозначают серию наружных диаметров и ширин. Стандартами предусмотрены сверхлегкие, особолёгкие, легкие, средние и тяжелые серии подшипников по диаметрам; узкие, нормальные, широкие и особо широкие серии - по ширинам.

Основное распространение имеют легкие узкие (обозначаются цифрой 2 на 3-м месте и 0 на 7-м месте) и средние узкие серии (3 на 3-м месте и 0 на 7-м). 4-я цифра обозначает тип подшипника:

  • 0 - радиальный шариковый;
  • 1 - радиальный шариковый двухрядный сферический;
  • 2- радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
  • 3 - радиальный роликовый двухрядный сферический;
  • 4 - радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый;
  • 5 - радиальный роликовый с витыми роликами;
  • 6 - радиально-упорный шариковый;
  • 7 - роликовый конический;
  • 8 - упорный шариковый;
  • 9 - упорный роликовый.

Через тире обозначается класс точности подшипника:

  • 8; 7; 0 - нормальный
  • 6; 5; 4; 2 - в порядке повышения точности

По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения разделяют на четыре группы: радиальные - предназначены для восприятия только радиальных (например, роликоподшипники с игольчатыми роликами) или радиальных и ограниченных осевых нагрузок (например, шарикоподшипники радиальные однорядные); радиально-упорные - для восприятия комбинированных, т. е. радиальных и осевых, нагрузок (например, подшипники с коническими роликами); упорно-радиальные - для восприятия в основном осевых и незначительных радиальных нагрузок (имеют ограниченное применение); упорные - для восприятия только осевых нагрузок. Подшипники качения, отличающиеся от стандартных конструкцией, материалами, технологией, термообработкой, отмечаются дополнительными знаками.

Материал изготовления обозначается цифрами справа.

  • Ю - все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
  • Х - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из цементируемой стали; Р - детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
  • Г - сепаратор из чёрных металлов;
  • Б - сепаратор из безоловянистой бронзы;
  • Д - сепаратор из алюминиевого сплава;
  • Е - сепаратор из пластических материалов;
  • Л - сепаратор из латуни;
  • Я - детали подшипника из редко применяемых материалов (твёрдых сплавов керамики, стекла и др.)
  • Н - кольца и тела качения или только кольца ( в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных)
  • 3 - детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.)

После материала обозначаются конструктивные значения. Например, К для роликовых подшипников означает стальной кованый сепаратор, М - модифицированный контакт, У - ужесточенные требования по шероховатости, точности вращения и т.п. Например, 6-2505 КМУ будет расшифровываться так: роликовый подшипник 6-го класса точности с кованым стальным сепаратором, увеличенной точностью вращения.

Также в маркировке указывается подшипниковый завод-изготовитель. ГПЗ-1 (Москва), ГПЗ-2 (Москва), ГПЗ-3 (Саратов), ГПЗ-4 (Самара), ГПЗ-5 (Томск), ГПЗ-6 (Екатеринбург),ГПЗ-7 (Баку), ГПЗ-8 (Харьков), ГПЗ-9 (Самара), ГПЗ-10 (Ростов-на-Дону), ГПЗ-12 (Гомель), ГПЗ-13 (Ижевск), ГПЗ-14 (Прокопьевск), ГПЗ-15 (Волгоград), ГПЗ-16 (Степногорск), ГПЗ-17 (Гнивань), ГПЗ-18 (Винница), ГПЗ-19 (Шават), ГПЗ-20 (Курск), ГПЗ-21 (Москва), ГПЗ-22 (Дагестан), ГПЗ-23 (Вологда), ГПЗ-24 (Пенза), ГПЗ-25 (Хашури), ГПЗ-26 (Мархамат), ГПЗ-27 (Ахунбабаев), ГПЗ-28 (Луцк), ГПЗ-29 (Томск), ГПЗ-30 (Шахтерск), ГПЗ-31 ( Самара), ГПЗ-32 (Ижевск), ГПЗ-33 (Ташкент). Правда, многие из них уже давно не ГПЗ и имеют свое название предприятия.